Методическая копилка



Муниципальное образовательное учреждение
«Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»

Образовательная программа
«Азбука танца»
по хореографии
детского объединения «Фантазеры»
для детей дошкольного возраста
(2 года обучения)

Пояснительная записка.
Программа «Азбука танца» по хореографии имеет художественно-эстетическую направленность. 

Хореография – искусство синтетическое, и как никакое другое, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, физического, музыкально-ритмического и, в целом, психического развития ребенка.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Танец учит понимать прекрасное, развивает образное мышление, фантазию, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Актуальность программы заключается в сохранение и укрепление здоровья детей. Занятия хореографией физически развивают ребенка, совершенствуют координация движений, улучшают осанку, повышают выносливость, что благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Доказано, что дети, занимающиеся танцами, болеют реже, чем их сверстники.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией позволяют творчески реализовать эту потребность, а также являются источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения.

 Без танцев сейчас трудно представить праздники, концерты, какие-то культурно-массовые мероприятия. А потому интерес детей и их родителей к занятиям хореографией очень велик. Задача педагога на занятиях создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей, развитию воображения и инициативы. Познакомить с азами музыкальной грамоты, научить через движения и танец раскрывать и передавать образы природы, действий человека и животных, привить навыки концертных выступлений. Умело подобранный репертуар позволит детям сформировать правильное отношение к окружающему миру, углубить представления о жизни и труде, а также повысить самооценку.
Цель программы:
Создание условий для двигательной активности детей. Развитие физических и творческих способностей детей, формирование гармонически развитой личности, духовно-нравственных и эстетических ценностей средствами хореографического искусства.

 Задачи программы:

Образовательные:
1). Формирование элементарных знаний в области классической и народно-сценической хореографии.
2). Формирование музыкально-ритмических навыков.
3). Знакомство с традициями и культурой разных народностей.

Развивающие:
1). Развитие физических данных, координации тела, пластики движений, яркого эмоционального исполнения.
2). Развитие фантазии, воображения, наблюдательности, образного мышления.
3). Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
1). Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, через танцевальные образы.
2). Формирование коммуникативных навыков, через коллективное общение.
3). Формирование навыков самоорганизации, самодисциплины, правил поведения на сценической площадке.

      Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является то, что данная программа реализуется на детях дошкольного возраста, которые не проходят специального отбора. То есть рассчитана на детей с различным уровнем физического развития и специальной подготовки. Поэтому в программе шире используются словесные методы обучения, нехарактерные для данного направления: беседа, объяснения, рассказ, анализ. А также, изучаемый материал часто преподносится через игровую ситуацию, и образы близкие и понятные детям, с учетом их возрастных особенностей.

Программа по хореографии «Азбука танца» рассчитана на 2 года реализации, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа включает в себя несколько танцевальных дисциплин: партерная гимнастика, основы классического танца, основы народно-сценического танца, постановочная деятельность и концертные выступления. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.

Этапы реализации программы:

1 год обучения (дети 5-6 лет) – занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (30 минут) =108 часов в год.

2 год обучения (дети 6-7 лет) - занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (30 мин.) = 144 час в год.
Методы и формы обучения играют большую роль в образовательном процессе, от их совершенства зависит развитие личности, качество усвоения специальных знаний, и овладение навыками танцевального искусства.

Методы обучения:
- практический (репродуктивные упражнения, направленные на воспроизведение изученного материала);
- наглядный (показ педагога, ребенка);
- словесный (теоретический);
- игра.

 Формы организации занятий:
- групповая;
- в малых группах;
- в парах;
- индивидуальная.

Выбор форм занятий обусловлен возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей, уровнем подготовки, навыками и способностями, а также количеством детей в группах. Важную роль в выборе формы работы играет репертуар. Это могут быть как массовые танцы, так и номера, рассчитанные на исполнение несколькими парами, или постановки, содержащие сольные партии.

 Ожидаемые результаты освоения данной программы.

В результате реализации программы дети должны:
- быть физически развитыми, хорошо владеть своим телом, уметь координировать движения и эмоционально их исполнять;
- уметь «слушать» музыку, двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
- знать названия основных движений классического и народного танце, и методику их исполнения;
- уметь различать формы танцев (пляска, хоровод, сюжетные танцы);
- уметь импровизировать;
- создавать танцевальный образ и выразительно доносить его до зрителя;
- владеть культурой общения и поведения в коллективе, а также знать     правила поведения на сценической площадке.

 Способы определения результативности.

За период обучения дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно. То есть, проводится диагностика освоения образовательной программы, которая осуществляется следующими методами:
- текущего учета (наблюдение за деятельностью детей на каждом занятии);
- с помощью тестирования (опрос и показ на пройденную тему).

Формами подведения итогов реализации программы являются:
             1. Открытые занятия.
2. Утренники.
               3. Участие в игровых программах.
4. Показательные выступления (участие в культурно-массовых       мероприятиях).
     5. Участие в социально-значимых мероприятиях разного уровня    
               (концертах, фестивалях, конкурса).

 Учебный план на два года обучения.

Раздел программы

Кол-во часов
1 год
2 год
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Инструктаж по ТБ
2
2
3.
Партерная гимнастика.
8
10
4.
Музыкально-ритмические упражнения.
14

5.
Разминочная середина.

10
6.
Танцевальные движения.
19

7.
Основы классического танца.

10
8.
Основы народно-сценического танца.

18
9.
Игровая, импровизационная деятельность.
10

10.
Фигурное построение.

8
11.
Постановочно-репетиционная работа
44
72
12.
Участие в культурно-массовых мероприятиях
6
8
13.
Диагностика
3
4
14.
Итоговые занятия
1
1

Итого:
108
144





                                  Первый год обучения.
Цель: Формирование устойчивого интереса к хореографии, развитие физических, танцевальных и музыкальных способностей детей.

Задачи:
Образовательные:
1). Формирование музыкально-ритмических навыков.
2). Формирование танцевально-двигательных навыков и ориентации в пространстве.
Развивающие:
1). Развитие физических данных, координации тела.
2). Развитие моторики, умения работать с атрибутами.
3). Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
1). Формирование коммуникативных навыков, через коллективное общение.
2). Формирование навыков самоорганизации.

Учебный план 1 год обучения.

Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

1
2.
Инструктаж по ТБ
2

2
3.
Партерная гимнастика.

8
8
4.
Музыкально-ритмические упражнения (разминка).

14
14
5.
Танцевальные движения по кругу и на середине зала.

19
(из них 5 инд. раб.)
19
6.
Игровая, импровизационная деятельность.

10
10
7.
Постановочно-репетиционная деятельность.

44
(из них 14 инд. раб.)
44
 8.
Участие в культурно-массовых мероприятиях

6
6
 9.
Диагностика
1
2
3
10.
Итоговые занятия
1



Итого:
5
103
108

Содержание образовательной программы 1-го года обучения:

1. Вводное занятие.
Знакомство воспитанников с кружковой деятельностью. Внешний вид воспитанников на занятиях.

2. Техника безопасности.
Правила техники безопасности на уроках, поведения в музыкальном зале.

3. Партерная гимнастика.
Комплекс упражнений, исполняющийся сидя на полу, направленный на формирование осанки, мышц, физическое развитие обучающихся, растяжку и гибкость.
1). Упражнение для развития выворотности стопы.
2). Упражнение для укрепления мышц шеи и спины.
3). Упражнения для мышц ног.
4). Упражнения для мышц живота, махи ногами.
5). Упражнения для развития гибкости и растяжки.

4. Музыкально- ритмические упражнения.
1). Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие.
2). Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
3). Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
4). Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
5). Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница» - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
6). Упражнения для стопы. Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.
7). Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
8). «Топотушки» - притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
           9). Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

5. Танцевальные движения.
           Исполняются на середине зала, а также по кругу и диагонали.
          1). Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
2). Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
3). Шаги на полупальцах.
4). Шаги на пятках.
5). Шаги в комбинации с хлопками.
6). Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
7). Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
8). Поднимание на полупальцы по VI позиции.
9). «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
10). Танцевальный марш.
11). «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем четыре и более прыжков на один такт.
12). Движения рук с предметами (танцевальными атрибутами).
13). «Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей и птиц. Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

6. Игровая, импровизационная деятельность.
Задания-игры на развитие воображения, где детям предоставляется возможность «примерить» на себя различные роли.
Закрепление в игровой форме рисунков танцев и пространственных перестроений.
Умение обучающихся выразить в импровизационной деятельности через движения свое образное представление о птицах, животных, людях разных профессий, явлениях природы и неодушевленных предметов.
«Море волнуется раз...»
«Зоопарк»
«Ниточка-иголочка»
«Найди свое место»
«Звездочка»
«Врассыпную-горошком»
«Шахматы»

7. Постановочно-репетиционная работа
Постановка и отработка танцевальных номеров для познавательных концертно-игровых программ: «Праздник Осени», «Новогодний праздник», «23 февраля», «8 марта», «9 мая», «Праздник лета».

8. Участие в культурно-массовых мероприятиях.
Выступления показательного характера на массовых мероприятиях, участие в конкурсах и фестивалях (заочная и очная форма).

9. Диагностика.
Выявление уровня знаний и умений у детей в танцевальной деятельности.

10. Итоговое занятие.
Подведение итогов за весь учебный год. Положительные и отрицательные моменты.

Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны:
 Знать:
 - требования, предъявляемые к участникам объединения;
 - правила поведения в танцевальном (музыкальном) зале;
 - начальную (элементарную) терминологию (названия и правила выполнения танцевальных движений);
 Уметь:
  - исполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки;
  - выполнять и координировать различные упражнения на полу и на середине зала;
   - ориентироваться в пространстве и иметь понятие о простейших рисунках танца;
   - владеть танцевальными атрибутами;
   - овладеть начальной танцевальной памятью и исполнять танцевальные композиции самостоятельно или по показу педагога;


                                Второй год обучения.
Цель: Обучение основам танцевального искусства, созданию художественного образа в танце и развитие творческих способностей детей.

Задачи:
Образовательные:
1). Сформировать знания в области лексики классического и народно-сценического танца.
2). Знакомство с традициями и культурой разных народностей.
3). Сформировать понятие о формах танца (пляска, хоровод, сюжетный танец).
Развивающие:
1). Развитие эмоциональной выразительности в исполнении движений и композиций.
2). Развитие фантазии, воображения и образного мышления.
3). Развитие воли, работоспособности и способности оценивать свою деятельность.

Воспитательные:
1). Формирование художественного вкуса через создание танцевальных образов.
2). Сформировать умение договариваться и работать в паре или группе.
3). Сформировать навыки самодисциплины, правил поведения на сценической площадке.

Учебный план 2 год обучения.

Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

2
2.
Инструктаж по ТБ
2

2
3.
Партерная гимнастика

10
10
4.
Разминочная часть.

10
10
5.
Основные элементы классического танца.

10
(из них 3 часа на инд. раб.)
10
6.
Основные элементы народно-сценического танца

18
(из них 4 часа на инд. раб.)
18
7.
Фигурные, пространственные перестроения.

8
8
8.
Постановочно-репетиционная деятельность

72
(из них 24 часа на инд. раб.)
72
9.
Участие в культурно-массовых мероприятиях.

8
8
10.
Диагностика.
1
3
4
11.
Итоговые занятия.
1

1

Итого:
5
139
144

Содержание образовательной программы 2-го года обучения:
        
1. Вводное занятие.
Знакомство воспитанников с планами на учебный год. Содержание и форма занятий.

 2. Техника безопасности.
Правила техники безопасности на занятиях, в музыкальном зале и сценических площадках.

3. Партерная гимнастика.
Упражнения исполняются на полу.
1). Единый комплекс, состоящий из упражнений изученных в прошлом учебном году, с некоторым усложнением движений.
2). Комплекс растяжек на правую, левую и на две ноги одновременно.
3). Комплекс растяжки в паре.

4. Разминочная часть.
Упражнения, проученные в разделах «Музыкально-ритмические упражнения» и «Танцевальные движения» 1 года обучения.
Исполняются на середине зала, по кругу и диагонали.

5. Основные элементы классического танца.
         1). Позиции ног (1,2,3);
          2). Позиции рук (1,2,3, подготовительное положение);
         3). Упражнение для рук (Port de bras I, II);
         4). Приседание (Demi-plie по 1,2,3 позициям ног).
          5). Поклон - «книксен».
          6). «Подскоки».
        
6. Основные элементы народно-сценического танца.
         1). Основные положения рук (на поясе, на «полочке», «кулачки»);
2). «Ковырялочка» с притопом;
3). Танцевальный бег;
4). Скользящий бег;
5). Присядка по 1 позиции с выносом ноги на каблук;
6). Переменный шаг;
7). «Галоп»;
          8). Шаг с притопом и в повороте.
          9). Шаг-крестом.
         10). Хлопушка с ударом по бедру и голени.
         11). Боковой ход с приседанием.
         12). Положения в парах (под руки, «в обнимку», «лодочка»).

7. Фигурные, пространственные перестроения (рисунки танцев).
         1). Полукруг.
         2). «Крест».
         3). «Прочес».
          4). «Шторка».
          5). «Змейка».
          6).  Понятия «через одного» (сесть, встать, пройти).
7). Ход лицом и спиной по кругу.
8). Ход по одному и в парах по кругу.
9). Дистанция между парами.
10). Уменьшение и увеличение круга, расход в разные стороны.
11). Рисунки танцев (линии, колонны, круг, полукруг и т.д.).
12). «Дощечка» (ход прямой линией из 4-8 человек).

8. Участие в культурно-массовых мероприятиях.
         Выступления показательного характера на культурно-массовых мероприятиях. Выступления соревновательного характера (конкурсы, фестивали, онлайн конкурсы).

9. Постановочно-репетиционная работа.
         Постановка и отработка танцевальных номеров для познавательных культурно-игровых программ: «Праздник Осени», «Новогодний праздник», «23 февраля», «8 марта», «9 мая», «Выпускной бал».

10. Диагностика.
Выявление уровня знаний и умений у детей в танцевальной деятельности.

11. Итоговые занятия.
Подведение итогов за весь учебный год. Положительные и отрицательные моменты.

Предполагаемые результаты:
 К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
- названия основных элементов классического танца и методику их исполнения;
- названия основных движений народного танца и методику их исполнения;
- правила поведения на сценической площадке и быть ответственным за себя лично;
Уметь:
- исполнять элементы и движения классического и народного танца;
- создавать танцевальный образ или передавать характер героя в танце;
- исполнять движения в парах и соблюдать дистанцию между ними;
- самостоятельно исполнять танцевальные композиции;

Список используемой литературы для педагога:

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. -Л., 1983.
2. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М., 1984.
  3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1963.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.,1967.
5. Игры, хороводы, танцы. - М., 1970.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М.,1960.
7.Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. - М., 2004.
8. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М., 1971.
9. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1981.
10. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. -М.,1999.
12.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. - М., 2006.
13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., «Са-фи-дансе». - С-П., 2000.
14. Франио Г.C. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.,1989.

Пояснительная записка.
Программа «Азбука танца» по хореографии имеет художественно-эстетическую направленность. 

Хореография – искусство синтетическое, и как никакое другое, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, физического, музыкально-ритмического и, в целом, психического развития ребенка.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Танец учит понимать прекрасное, развивает образное мышление, фантазию, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Актуальность программы заключается в сохранение и укрепление здоровья детей. Занятия хореографией физически развивают ребенка, совершенствуют координация движений, улучшают осанку, повышают выносливость, что благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Доказано, что дети, занимающиеся танцами, болеют реже, чем их сверстники.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией позволяют творчески реализовать эту потребность, а также являются источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения.

 Без танцев сейчас трудно представить праздники, концерты, какие-то культурно-массовые мероприятия. А потому интерес детей и их родителей к занятиям хореографией очень велик. Задача педагога на занятиях создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей, развитию воображения и инициативы. Познакомить образы природы, действий человека и животных, привить навыки концертных выступлений. Умело подобранный репертуар позволит детям сформировать правильное отношение к окружающему миру, углубить представления о жизни и труде, а также повысить самооценку.











 Цель программы:
Создание условий для двигательной активности детей. Развитие физических и творческих способностей детей, формирование гармонически развитой личности, духовно-нравственных и эстетических ценностей средствами хореографического искусства.

 Задачи программы:

Образовательные:
1). Формирование элементарных знаний в области классической и народно-сценической хореографии.
2). Формирование музыкально-ритмических навыков.
3). Знакомство с традициями и культурой разных народностей.
Развивающие:
1). Развитие физических данных, координации тела, пластики движений, яркого эмоционального исполнения.
2). Развитие фантазии, воображения, наблюдательности, образного мышления.
3). Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
1). Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, через танцевальные образы.
2). Формирование коммуникативных навыков, через коллективное общение.
3). Формирование навыков самоорганизации, самодисциплины, правил поведения на сценической площадке.

      Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является то, что данная программа реализуется на детях дошкольного возраста, которые не проходят специального отбора. То есть рассчитана на детей с различным уровнем физического развития и специальной подготовки. Поэтому в программе шире используются словесные методы обучения, нехарактерные для данного направления: беседа, объяснения, рассказ, анализ. А также, изучаемый материал часто преподносится через игровую ситуацию, и образы близкие и понятные детям, с учетом их возрастных особенностей.

Программа по хореографии «Азбука танца» рассчитана на 2 года реализации, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа включает в себя несколько танцевальных дисциплин: партерная гимнастика, основы классического танца, основы народно-сценического танца, постановочная деятельность и концертные выступления. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.

Этапы реализации программы:

1 год обучения (дети 5-6 лет) – занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (30 минут) =108 часов в год.

2 год обучения (дети 6-7 лет) - занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (30 мин.) = 144 час в год.
Методы и формы обучения играют большую роль в образовательном процессе, от их совершенства зависит развитие личности, качество усвоения специальных знаний, и овладение навыками танцевального искусства.

Методы обучения:
- практический (репродуктивные упражнения, направленные на воспроизведение изученного материала);
- наглядный (показ педагога, ребенка);
- словесный (теоретический);
- игра.

 Формы организации занятий:
- групповая;
- в малых группах;
- в парах;
- индивидуальная.

Выбор форм занятий обусловлен возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей, уровнем подготовки, навыками и способностями, а также количеством детей в группах. Важную роль в выборе формы работы играет репертуар. Это могут быть как массовые танцы, так и номера, рассчитанные на исполнение несколькими парами, или постановки, содержащие сольные партии.

 Ожидаемые результаты освоения данной программы.

В результате реализации программы дети должны:
- быть физически развитыми, хорошо владеть своим телом, уметь координировать движения и эмоционально их исполнять;
- уметь «слушать» музыку, двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
- знать названия основных движений классического и народного танце, и методику их исполнения;
- уметь различать формы танцев (пляска, хоровод, сюжетные танцы);
- уметь импровизировать;
- создавать танцевальный образ и выразительно доносить его до зрителя;
- владеть культурой общения и поведения в коллективе, а также знать     правила поведения на сценической площадке.

 Способы определения результативности.

За период обучения дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно. То есть, проводится диагностика освоения образовательной программы, которая осуществляется следующими методами:
- текущего учета (наблюдение за деятельностью детей на каждом занятии);
- с помощью тестирования (опрос и показ на пройденную тему).

Формами подведения итогов реализации программы являются:
             1. Открытые занятия.
2. Утренники.
               3. Участие в игровых программах.
4. Показательные выступления (участие в культурно-массовых       мероприятиях).
     5. Участие в социально-значимых мероприятиях разного уровня    
               (концертах, фестивалях, конкурса).

 Учебный план на два года обучения.

Раздел программы

Кол-во часов
1 год
2 год
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Инструктаж по ТБ
2
2
3.
Партерная гимнастика.
8
10
4.
Музыкально-ритмические упражнения.
14

5.
Разминочная середина.

10
6.
Танцевальные движения.
19

7.
Основы классического танца.

10
8.
Основы народно-сценического танца.

18
9.
Игровая, импровизационная деятельность.
10

10.
Фигурное построение.

8
11.
Постановочно-репетиционная работа
44
72
12.
Участие в культурно-массовых мероприятиях
6
8
13.
Диагностика
3
4
14.
Итоговые занятия
1
1

Итого:
108
144





                                  Первый год обучения.
Цель: Формирование устойчивого интереса к хореографии, развитие физических, танцевальных и музыкальных способностей детей.

Задачи:
Образовательные:
1). Формирование музыкально-ритмических навыков.
2). Формирование танцевально-двигательных навыков и ориентации в пространстве.
Развивающие:
1). Развитие физических данных, координации тела.
2). Развитие моторики, умения работать с атрибутами.
3). Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
1). Формирование коммуникативных навыков, через коллективное общение.
2). Формирование навыков самоорганизации.

Учебный план 1 год обучения.

Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

1
2.
Инструктаж по ТБ
2

2
3.
Партерная гимнастика.

8
8
4.
Музыкально-ритмические упражнения (разминка).

14
14
5.
Танцевальные движения по кругу и на середине зала.

19
(из них 5 инд. раб.)
19
6.
Игровая, импровизационная деятельность.

10
10
7.
Постановочно-репетиционная деятельность.

44
(из них 14 инд. раб.)
44
 8.
Участие в культурно-массовых мероприятиях

6
6
 9.
Диагностика
1
2
3
10.
Итоговые занятия
1



Итого:
5
103
108








Содержание образовательной программы 1-го года обучения:

1. Вводное занятие.
Знакомство воспитанников с кружковой деятельностью. Внешний вид воспитанников на занятиях.

2. Техника безопасности.
Правила техники безопасности на уроках, поведения в музыкальном зале.

3. Партерная гимнастика.
Комплекс упражнений, исполняющийся сидя на полу, направленный на формирование осанки, мышц, физическое развитие обучающихся, растяжку и гибкость.
1). Упражнение для развития выворотности стопы.
2). Упражнение для укрепления мышц шеи и спины.
3). Упражнения для мышц ног.
4). Упражнения для мышц живота, махи ногами.
5). Упражнения для развития гибкости и растяжки.

4. Музыкально- ритмические упражнения.
1). Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие.
2). Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
3). Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
4). Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
5). Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница» - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
6). Упражнения для стопы. Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.
7). Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
8). «Топотушки» - притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
           9). Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

5. Танцевальные движения.
           Исполняются на середине зала, а также по кругу и диагонали.
          1). Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
2). Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
3). Шаги на полупальцах.
4). Шаги на пятках.
5). Шаги в комбинации с хлопками.
6). Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
7). Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
8). Поднимание на полупальцы по VI позиции.
9). «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
10). Танцевальный марш.
11). «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем четыре и более прыжков на один такт.
12). Движения рук с предметами (танцевальными атрибутами).
13). «Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей и птиц. Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

6. Игровая, импровизационная деятельность.
Задания-игры на развитие воображения, где детям предоставляется возможность «примерить» на себя различные роли.
Закрепление в игровой форме рисунков танцев и пространственных перестроений.
Умение обучающихся выразить в импровизационной деятельности через движения свое образное представление о птицах, животных, людях разных профессий, явлениях природы и неодушевленных предметов.
«Море волнуется раз...»
«Зоопарк»
«Ниточка-иголочка»
«Найди свое место»
«Звездочка»
«Врассыпную-горошком»
«Шахматы»

7. Постановочно-репетиционная работа
Постановка и отработка танцевальных номеров для познавательных концертно-игровых программ: «Праздник Осени», «Новогодний праздник», «23 февраля», «8 марта», «9 мая», «Праздник лета».

8. Участие в культурно-массовых мероприятиях.
Выступления показательного характера на массовых мероприятиях, участие в конкурсах и фестивалях (заочная и очная форма).

9. Диагностика.
Выявление уровня знаний и умений у детей в танцевальной деятельности.

10. Итоговое занятие.
Подведение итогов за весь учебный год. Положительные и отрицательные моменты.

Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны:
 Знать:
 - требования, предъявляемые к участникам объединения;
 - правила поведения в танцевальном (музыкальном) зале;
 - начальную (элементарную) терминологию (названия и правила выполнения танцевальных движений);
 Уметь:
  - исполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки;
  - выполнять и координировать различные упражнения на полу и на середине зала;
   - ориентироваться в пространстве и иметь понятие о простейших рисунках танца;
   - владеть танцевальными атрибутами;
   - овладеть начальной танцевальной памятью и исполнять танцевальные композиции самостоятельно или по показу педагога;


                                Второй год обучения.
Цель: Обучение основам танцевального искусства, созданию художественного образа в танце и развитие творческих способностей детей.

Задачи:
Образовательные:
1). Сформировать знания в области лексики классического и народно-сценического танца.
2). Знакомство с традициями и культурой разных народностей.
3). Сформировать понятие о формах танца (пляска, хоровод, сюжетный танец).
Развивающие:
1). Развитие эмоциональной выразительности в исполнении движений и композиций.
2). Развитие фантазии, воображения и образного мышления.
3). Развитие воли, работоспособности и способности оценивать свою деятельность.

Воспитательные:
1). Формирование художественного вкуса через создание танцевальных образов.
2). Сформировать умение договариваться и работать в паре или группе.
3). Сформировать навыки самодисциплины, правил поведения на сценической площадке.

Учебный план 2 год обучения.

Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

1
2.
Инструктаж по ТБ
2

2
3.
Партерная гимнастика

10
10
4.
Разминочная часть.

10
10
5.
Основные элементы классического танца.

10
(из них 3 часа на инд. раб.)
10
6.
Основные элементы народно-сценического танца

18
(из них 4 часа на инд. раб.)
18
7.
Фигурные, пространственные перестроения.

8
8
8.
Постановочно-репетиционная деятельность

72
(из них 24 часа на инд. раб.)
72
9.
Участие в культурно-массовых мероприятиях.

8
8
10.
Диагностика.
1
3
4
11.
Итоговые занятия.
1

1

Итого:
5
139
144

Содержание образовательной программы 2-го года обучения:
        
1. Вводное занятие.
Знакомство воспитанников с планами на учебный год. Содержание и форма занятий.

 2. Техника безопасности.
Правила техники безопасности на занятиях, в музыкальном зале и сценических площадках.

3. Партерная гимнастика.
Упражнения исполняются на полу.
1). Единый комплекс, состоящий из упражнений изученных в прошлом учебном году, с некоторым усложнением движений.
2). Комплекс растяжек на правую, левую и на две ноги одновременно.
3). Комплекс растяжки в паре.

4. Разминочная часть.
Упражнения, проученные в разделах «Музыкально-ритмические упражнения» и «Танцевальные движения» 1 года обучения.
Исполняются на середине зала, по кругу и диагонали.

5. Основные элементы классического танца.
         1). Позиции ног (1,2,3);
          2). Позиции рук (1,2,3, подготовительное положение);
         3). Упражнение для рук (Port de bras I, II);
         4). Приседание (Demi-plie по 1,2,3 позициям ног).
          5). Поклон - «книксен».
          6). «Подскоки».
        
6. Основные элементы народно-сценического танца.
         1). Основные положения рук (на поясе, на «полочке», «кулачки»);
2). «Ковырялочка» с притопом;
3). Танцевальный бег;
4). Скользящий бег;
5). Присядка по 1 позиции с выносом ноги на каблук;
6). Переменный шаг;
7). «Галоп»;
          8). Шаг с притопом и в повороте.
          9). Шаг-крестом.
         10). Хлопушка с ударом по бедру и голени.
         11). Боковой ход с приседанием.
         12). Положения в парах (под руки, «в обнимку», «лодочка»).

7. Фигурные, пространственные перестроения (рисунки танцев).
         1). Полукруг.
         2). «Крест».
         3). «Прочес».
          4). «Шторка».
          5). «Змейка».
          6).  Понятия «через одного» (сесть, встать, пройти).
7). Ход лицом и спиной по кругу.
8). Ход по одному и в парах по кругу.
9). Дистанция между парами.
10). Уменьшение и увеличение круга, расход в разные стороны.
11). Рисунки танцев (линии, колонны, круг, полукруг и т.д.).
12). «Дощечка» (ход прямой линией из 4-8 человек).

8. Участие в культурно-массовых мероприятиях.
         Выступления показательного характера на культурно-массовых мероприятиях. Выступления соревновательного характера (конкурсы, фестивали, онлайн конкурсы).

9. Постановочно-репетиционная работа.
         Постановка и отработка танцевальных номеров для познавательных культурно-игровых программ: «Праздник Осени», «Новогодний праздник», «23 февраля», «8 марта», «9 мая», «Выпускной бал».

10. Диагностика.
Выявление уровня знаний и умений у детей в танцевальной деятельности.

11. Итоговые занятия.
Подведение итогов за весь учебный год. Положительные и отрицательные моменты.

Предполагаемые результаты:
 К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
- названия основных элементов классического танца и методику их исполнения;
- названия основных движений народного танца и методику их исполнения;
- правила поведения на сценической площадке и быть ответственным за себя лично;
Уметь:
- исполнять элементы и движения классического и народного танца;
- создавать танцевальный образ или передавать характер героя в танце;
- исполнять движения в парах и соблюдать дистанцию между ними;
- самостоятельно исполнять танцевальные композиции;




















Список используемой литературы для педагога:

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. -Л., 1983.
2. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М., 1984.
  3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1963.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.,1967.
5. Игры, хороводы, танцы. - М., 1970.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М.,1960.
7.Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. - М., 2004.
8. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М., 1971.
9. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1981.
10. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. -М.,1999.
12.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. - М., 2006.
13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., «Са-фи-дансе». - С-П., 2000.
14. Франио Г.C. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.,1989.


Комментариев нет:

Отправить комментарий